Знакомство с буквой [Х, х]
Николаева Марина Анатольевна
Цель урока: ознакомление обучающихся с буквой хх, звуками [ х ]и[ х’].Ход урока
- Организация класса.
Начинаем мы урок.
Садитесь те ребята, чьи имена начинаются с гласных звуков.
Садитесь те ученики, чьи имена начинаются с твердых согласных звуков.
Садитесь те школьники, чьи имена начинаются с мягких согласных звуков.
2. Введение в тему урока.
На какие две большие группы делятся звуки русского языка?
Чем отличаются гласные и согласные звуки? (поются, встречают преграду)
Игра «Верно - Неверно»
Я буду читать разные утверждения, а вы с помощью сигнальных карточек покажите, согласны вы со мной или нет.
ЗЕЛЁНАЯ – да, КРАСНАЯ – нет
- В русском языке всего 6 гласных звуков.
- Со звуками: а,о,у,ы,э «дружат» мягкие согласные.
- Все согласные могут быть твердыми и мягкими.
- Глухие согласные находятся на ленте букв в верхнем ряду.
- Не все согласные являются парными.
II. Работа над новой темой. На доске расположены буквы (а о у ы э н п т л д б г к щ х.) На какие 2 группы их можно разделить? (гласные и согласные по одному распределяют буквы в группы) Все эти буквы мы с вами проходили? Осталась одна новая буква (Х) Какая тема нашего урока (знакомство с буквой Хх и звуками которые она обозначает) А какие цели нашего урока? (ПОЗНАКОМИТСЯ с новой буквой, УЗНАТЬ ее секреты, узнать какие звуки обозначает новая буква и НАУЧИТСЯ читать слоги и слова с этой буквой) – вывешиваю 3 слова на доску Откройте Букварь на с. 135 (один три пять 135) Рассмотрите схемы, расположенные напротив рисунков. Подумайте с какими словами нам предлагают поработать? Но возьмем мы сегодня из этих слов только одно – скажите как называется нос у слона? (хобот) Физминутка Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать И на место тихо встать. Работа со схемами Сделайте в паре звукобуквенный анализ слова хобот с помощью фишек. (Василиса около доски) Проверим схему. Оцените правильность. Поднимите соответствующий фонарик) Выделим хором первый звук в слове хобот. Дайте ему характеристику (согл, твердый, глухой) Есть ли у твердого согласного звука Х мягкая пара? (Есть, это звук х”) Назовите слова где есть звук Х”(хитрость, химия, стихи, мухи, хижина) Кто знает, что такое хижина? А как и где можно узнать значение слов? (словари, интернет) В Толковом словаре нам объясняют значение слова хижина - Небольшой бедный домик, избушка – на эл.доске. Посмотрите вот как выглядит хижина - иллюстрация на эл доске) Это слово в речи мы уже не употребляем, но где его можно встретить? (в сказках) Какая схема соответствует слову хижина. (две схемы на доске) поиграем в игру Живые звуки и составим схему (след.слайд с окошками для схемы) Сколько звуков нам нужно? (первый звук… второй звук… и тд) Разделим на слоги. Поставим ударение. А сейчас сядут на места гласные звуки. Звонкий согласный.(2 чел) Какой звук остался? (Х”) Дайте ему характеристику.(согл, мягк, глухой) Какую мы выполнили важную задачу -(дали характеристику новым звукам) Уберите фишки. Знакомство с новой буквой Х,х Звук х и х“ на письме обозначают буквой Х (ха). Вывешиваю на доску букву печатную и письменную) Какое место займет на ленте букв новая буква? (нижнюю строку, открываю букву на ленте) Откройте зел. тетрадочки и напечатаем заглавную и строчную букву Х. Посмотрите как буду печатать буквы я (на доске в разлиновке показываю как печать) Заглавную букву печатаем 3 раза, строчную 4 Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? Посмотрите, есть еще и письменные буквы Х. С ними мы познакомимся на уроке письма. Откройте ТПО стр. 70 Раскрасьте все рамочки где есть буква Хх зеленым карандашом. - Какую важную часть выполнили сейчас? (познакомились с новой буквой) ФИЗМИНУТКА III. Первичное закрепление.
Будем работать в парах (Ассистент) - Прочитайте слова в друг другу и оцените как читал партнер, правильно ли сливал в слог. -Как работал партнер? Дайте оценку при помощи фонарика. - Прочитайте слова, в которых 2 слога, 3 слога - Назовите слова, которые имеют противоположное значение (хорошо-плохо) - Подберите слово с противоположным значением к слову «тихо».(громко) - 2) Чтение слов с заданием: Рассмотрите, как расположены слова, разделенные вопросительным знаком (по 6 слов в каждом столбике) -Прочитайе слова левого столбика -Прочитайте слова правого столбика -Прочитайте слова по строкам - Получились ли правильные сочетания слов? (нет) Помогите собрать пары слов установив правильные соответствия. Какая иллюстрация дана рядом со столбиком слов? (хлеб) Прочитайте еще раз словосочетание со словом хлеб (Ароматный хлеб) Каким еще может быть хлеб? (Душистым, хрустящим, теплым…) Прочитайте и объясните пословицу о хлебе. На доске: Хлеб всему голова. Вывод: хлеб вечный символ благополучия и богатства, здоровья. VI. Итог урока. - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока. - С какой новой буквой и мы познакомились сегодня? Какой секрет мы узнали? - Какие звуки обозначает эта буква? Оцените на сколько успешно вы справились с заданиями (светофорчики) |